Дискография

Дискография


00000042.jpg.

Суббота, 4 ноября 2017

Иоганнес Брамс «Песни любви» ор.52, «Рапсодия» ор.53, «Новые песни любви» ор.65

цикл музыкальных миниатюр
«...Признаюсь, что на этот раз я впервые улыбнулся... при виде напечатанного произведения - моего собственного! Впрочем, пусть меня назовут ослом, если наши «Песни любви» не доставят хоть кому-нибудь радость...» - писал И. Брамс своему издателю Зимроку. Тексты «Вальсов любви» ор. 52 взяты из «Полидоры» Георга Фридриха Даумера (1800-1875) - одного из любимых поэтов И. Брамса. Изысканные, филигранные, контрастные музыкально-поэтические миниатюры цикла потребовали глубокого философского обобщения - своеобразной Постлюдии, и Брамс вовлекает в орбиту своих вальсовых циклов поэтические произведения великого Гете. В письме к Зимроку Брамс продолжает: «Прилагаю к корректуре небольшую новость... Как издателя, Вас, быть может, заинтересует самая изящная партитура, какая только бывает: Постлюдия к «Песням любви» ор.52. Эта вещь называется Рапсодией (фрагмент из «Зимнего путешествия по Гарцу» Гете) для альта, мужского хора и оркестра или фортепиано. Это - самое лучшее, что я вымолил, и даже если уважаемые певицы не кинутся сразу с жадностью ее петь, то все же есть достаточно людей, которые нуждаются в такой молитве...». Когда же в 1874 г. появляются «Новые песни любви» ор.65 на стихи того же автора, Брамс вновь обращается к поэзии Гете, и завершает этот цикл и весь триптих (op.52, ор.53 и ор.65) философской поэмой-чаконой, главной темой которой стала Молитва из «Рапсодии». Таким образом, выстраивается драматургическая линия, и выявляется замкнутая художественная концепция представленных на диске сочинений. К сожалению, при жизни Брамс не услышал концертного воплощения своего замысла. Московский хоровой театр Бориса Певзнера впервые осуществил идею композитора, исполнив произведения именно в такой последовательности. А для сохранения стилистического единства всех трёх опусов композиции избрана редко исполняемая авторская фортепианная версия «Рапсодии». Оба цикла «Песен любви» состоят из музыкальных миниатюр, в которых Брамс обнажает всю гамму человеческих взаимоотношений и любовных чувств, что, по cyти и является основой драматургии цикла. Театр Б. Певзнера трактует «Вальсы...» как музыкальные новеллы, объединенные одной художественной идеей. В интерпретации музыки наиболее ярко проявляется творческое кредо Московского хорового театра: на основе традиционной камерной певческой манеры с ее эмоциональной и психологической глубиной, тонкой и филигранной отделкой деталей, создавать не только и не столько традиционно-концертные программы, сколько музыкально - сценические действа, объединенные единым художественным стилем.

00000164.jpg.

Суббота, 4 ноября 2017

Михаил Броннер «Долгое возвращение» (Книга песен)


«Долгое возвращение» – двадцать песен на языке идиш. Композиторский талант Михаила Броннера и уникальный исполнительский стиль Хорового Театра Бориса Певзнера превратили их в единое музыкальное действо – Книгу песен – эпос об ушедшем мире местечек, архипелаге, исчезнувшем с лица земли. Архипелаге, где здоровались, прощались, признавались в любви на почти исчезнувшем во время Катастрофы языке идиш. Языке, который все же остался живым, и не в малой степени благодаря своим песням – веселым, печальным и мудрым…

00000045.jpg.

Суббота, 4 ноября 2017

Э. Фертельмейстер «Песни сердца»; Американская музыка

Концерт-рапсодия на еврейские народные темы для солистов, хора, кларнета, скрипки и фортепиано
На предлагаемом диске — Концерт в лицах из цикла «Музыкальные меридианы», идеей которого стало желание представить (и сопоставить) музыкальные культуры мира: Америки (концерт в лицах «Радость -ритм», где органично сочетаются сочинения композиторов-классиков — Томпсона, Копланда, Гершвина, Бернстайна и др. с джазовыми композициями и спиричуэлс) и традиционной еврейской музыки (написанный специально для Московского Хорового театра нижегородским композитором Э.Фертельмейстером Концерт-рапсодия «Песни сердца»).

Песнопения Пресвятой Деве Марии.

Суббота, 4 ноября 2017

Песнопения Пресвятой Деве Марии

Шедевры православной музыки
«Песнопения Пресвятой Деве Марии» стоят особняком в ряду многочисленных светских программ Московского хорового театра Б. Певзнера. Эта программа составлена из шедевров православной музыки нескольких столетий: от одноголосного роспева царя Фёодора Алексеевича (XVII в.) до масштабных развернутых композиций гениев русского романтизма — Чайковского, Гречанинова, Рахманинова и отражает этапы развития русского православного хорового письма. Несмотря на то, что хоровой театр — ансамбль солистов, в этой работе продемонстрированы мастерское владение вокально-хоровой техникой, рафинированное звуковедение, многокрасочная тембровая палитра, глубокое постижение исполнительской традиции при сохранении индивидуального творческого почерка. Уникальность диска в том, что даже в канонических хоровых духовных песнопениях, не составляющих основу репертуара коллектива, основополагающим принципом составления программы стало стремление театра к созданию музыкальных композиций, можно сказать, циклов, объединенных внутренним сюжетом, единым художественным «стержнем» и драматургией развития (что является творческим кредо ансамбля). И в этом смысле театр не изменяет созданной им же форме музицирования — «Концерту в лицах».

Канты Русская хоровая музыка 17-18 столетий.

Суббота, 4 ноября 2017

Канты

Русская хоровая музыка 17-18 столетий
Канты – многоголосные песни духовного и светского содержания. Истоками они уходят в музыкальную культуру Польши, где с середины XVI в. Были известны под названием «кантычек». В XVI-XVII вв. канты распространились в Белоруссии, на Украине и в России. Тематика кантов определялась социальной средой, в которой они бытовали. Во второй половине XVII в. В кругу духовенства возникли и затем получили широкое распространение канты духовного и назидательного содержания, так называемые псалмы-песнопения на свободно трактованные канонические тексты. XVIII в. – время наивысшего расцвета канта. Их тематика и жанровая направленность расширяются: появляются исторические, элегические, любовно-лиррические, пасторальные, сатирические, шуточные канты, сохранившие популярность до начала XIX века. Возникновение кантов связано с развитием силлабического стихосложения, получившего наиболее яркое выражение в творчестве Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. В XVIII в. Значительную роль в создании кантов сыграла поэзия выдающихся русских поэтов-классиков В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.

Сентиментальный салон.

Суббота, 4 ноября 2017

Сентиментальный салон

Концерт в лицах. Городские романсы русских композиторов и народные песни в транскрипции Валерия Калистратова. Для солистов, хора, виолончели, скрипки и фортепиано
Валерий Калистратов – автор ряда программ театра, в том числе представленного на диске "Сентиментального салона" - композиции из популярнейших русских городских романсов и народных песен, "услышанных" им, а затем и слушателями, словно в первый раз. Тонкие транскрипции не только вернули первозданную прелесть таким романсам, как "Очи чёрные", "Две розы", "Нищая", но и открыли ранее неизвестные шедевры. А филигранное исполнительское мастерство коллектива, использующего огромную палитру приёмов, позволило развернуть миниатюры в ювелирно отточенные сцены.

00000040.jpg.

Суббота, 4 ноября 2017

И. Брамс "Цыганские песни", Р. Шуман "Испанские песни"

Музыкально-сценическое действо
«Испанские» стихи Эммануэля Гейбеля вдохновили Роберта Шумана на создание «Испанских песен» - цикла, жанр которого Шуман, любящий экспериментировать с музыкально-драматической формой, определил как Liederspiel Это своеобразный синтез традиционного цикла песен (Liederkreis) и национального немецкого жанра Singspiel (от «singen» - петь и «Spiel» - игра), в котором пение и танцы чередуются с разговорными диалогами. Исключив все внешние атрибуты действа (декорации, костюмы, речевые диалоги), композитор решает драматургические задачи исключительно музыкальными средствами. Действующие лица (герои) представлены различными типами голосов, их взаимоотношения и развитие сюжета - разнообразным составом ансамблей (соло, дуэты, квартеты). Так традиционная исполнительская форма (концерт) наполняется тетрально- драматургическим содержанием. И можно сказать, что Liederspiel - это своего рода Концерт в лицах. А именно этот жанр является визитной карточкой Московского хорового театра Бориса Певзнера. Кредо Театра - на основе традиционной камерной певческой манеры с ее эмоциональной и психологической глубиной, тонкой и филигранной отделкой деталей создавать не только и не столько традиционные концертные программы, но музыкально-сценические действа, где каждый исполнитель не безликий «голос из хора», но индивидуальность, неповторимая творческая личность, а коллектив в целом предстает как художественно совершенный ансамбль солистов-виртуозов.