Итальянский салат
"Культура". №5 (7213) 10 - 16 февраля 2000г.
Не подумайте, что такое сугубо гастрономическое название исходит от какого-нибудь мастера кулинарного искусства. Вовсе нет: так поименована одна из пяти частей дивертисмента "Смех сквозь звуки", на премьеру которого недавно пригласил гурманов-меломанов Московский хоровой театр Бориса Певзнера. Мы много писали о мытарствах этого уникального, но чрезвычайно неустроенного, долгое время не имевшего своего пристанища коллектива. Слава Богу, в конце концов все устроилось: Московская концертная организация приняла его в свое лоно, а детская хоровая школа "Весна" "впустила" в свой дом. Ну а театр стал пополнять уже и без того обширный репертуар. "Смех сквозь звуки" воспринимается как блестящий музыкальный фейерверк. Самая яркая, на мой взгляд, часть дивертисмента, "Закулисье", как раз и включает гастрономический номер - оперу-пародию Р.Гене "Итальянский салат". Сколько здесь остроумных музыкальных и чисто постановочных, режиссерских находок! Актеры, как всегда, "обходятся" без сценических костюмов и грима, так что весь эффект (потрясающе точные портреты-характеристики персонажей) достигается тембром голоса, мимикой и жестом. И как живо, с какой увлеченностью разыгрывается "сюжет"! При этом артисты поют на самом высоком уровне, выдерживая доподлинно итальянскую манеру - с "рыданиями", кульминационными "взрывами" голоса, спадами, затяжками. Абсолютная выразительность, слитность голосов, достигаемая в ансамбле, вызывает восхищение. Особый эффект общему звучанию придает исполнение "оркестровой партии" замечательной пианисткой Еленой Гречниковой - она действительно вполне способна заменить собою оркестр. Борис Певзнер - на все руки мастер и все делает сам: ищет музыку, составляет программы, дирижирует, режиссирует, учит вокальному ансамблевому исполнительству. Кроме того, он еще и актер - поет, играет и даже танцует, если того требует роль. В опере "Итальянский салат" ему выпало играть роль, отведенную и самой жизнью, - дирижера. Он справляется с ней блестяще...