Канты
Русская хоровая музыка 17-18 столетий
Канты – многоголосные песни духовного и светского содержания. Истоками они уходят в музыкальную культуру Польши, где с середины XVI в. Были известны под названием «кантычек».
В XVI-XVII вв. канты распространились в Белоруссии, на Украине и в России. Тематика кантов определялась социальной средой, в которой они бытовали. Во второй половине XVII в. В кругу духовенства возникли и затем получили широкое распространение канты духовного и назидательного содержания, так называемые псалмы-песнопения на свободно трактованные канонические тексты. XVIII в. – время наивысшего расцвета канта. Их тематика и жанровая направленность расширяются: появляются исторические, элегические, любовно-лиррические, пасторальные, сатирические, шуточные канты, сохранившие популярность до начала XIX века.
Возникновение кантов связано с развитием силлабического стихосложения, получившего наиболее яркое выражение в творчестве Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. В XVIII в. Значительную роль в создании кантов сыграла поэзия выдающихся русских поэтов-классиков В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.
- Аз во братии моей - муз. В. Титова, сл. Симеона Полоцкого
- Мати милосердна - неизв. автор, сл. Димитрия Ростовского
- Почто мрачны глухи ночи - неизв. автор, сл. Симона, епископа Тверского
- Радуйся, Петре - неизв. авторы
- Кант виватный на заключение Ништадского мира в 1721 г. – неизв. авторы
- Голубок, о голубок - неизв. автор, сл. В. Верещагина (Арсения)
- Пейте, братцы, попейте - неизв. авторы
- Приказал боровик - муз. и сл. неизв. авторов
- Веселися, Россия, со отроком преславным - муз. и сл. неизв. авторов
- В слезах Россия - муз. неизв. автора, сл. Феофана Прокоповича
- Почто мире гордится - муз. и сл. неизв. авторов
- Петра Первого дщерь наша мати - муз. и сл. неизв. авторов
- К гаждателю - муз. В. Титова, сл. Симеона Полоцкого
- Начну на флейте стихи печальны - муз. и сл. неизв. авторов
- Ночною темнотою покрылись небеса – муз. неизв. автора, ст. М.В. Ломоносова
- Взирай с прилежанием - муз неизв. автора, сл. Стефана Яворского
- Начну играть я на скрипицах - муз. и сл. народные
- Пастушкове, пастушкове - муз. и сл. народные
- Тебе слава и держава, всемогущий Боже - духовный кант
Дирижер Борис Певзнер
Солисты:
- Александр Четвертня, перкуссия (1,3, 5, 8, 15)
- Наталья Малина, Клавесин (2)
- Денис Искиев, флейта (2, 6, 8, 10, 14)
- Алексей Цибульченко, Александр Скворцов, труба
- Дмитрий Чаров, тромбон (4, 9, 12, 19)
- Сергей Зайцев, thwr (14, 16, 17)
- Евгений Капустин, баритон (15)
- Юрий Циганок, баритон (17)
- Ара Симонян, скрипка (17)
Звукорежиссер Игорь Вепринцев